Самарина Наталья Васильевна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Звездочка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края
|
Проектная деятельность как основа развивающего обучения детей выступление на педагогическом совете.Воображение важнее знания. Ибо наше знание ограниченно, а воображение охватывает весь мир, стимулирует прогресс и является источником эволюционных процессов. Альберт Эйнштейн Вам, наверное, знакомо приписываемое Эйнштейну высказывание о том, что фантазия важнее знания. Звучит хорошо, но… Ошибочный перевод всего лишь одного слова исказил смысл. Эйнштейн имел в виду не фантазию, а воображение. Открытие Эйнштейном теории относительности базировалась на том, что он смог вообразить Вселенную в такой форме, какую до сих пор невозможно было себе представить. Что за интересная вещь эта сила, дающая её обладателю возможность думать по-новому! Мы, взрослые, можем дать множество ответов. Желая чему-либо научить детей, мы предвосхищаем их вопросы и сообщаем им актуальные для нашего времени знания, но такой подход не годиться для того, чтобы заполнить пробелы в детской картине мира. Если ли что-то особенно важное в процессе образования в дошкольном детстве? Да – внимательное, эмоциональное отношение к детям и общение с ними. Образование – это не передача фактических знаний, а деятельность каждого отдельного ребенка по их усвоению. Для этой деятельности нужно взаимодействие с другими детьми и со взрослыми. Именно поэтому проектная деятельность для меня стала основой развивающего обучения детей. Она помогает им вырасти в ответственных, социально адаптированных и творческих личностей. Сейчас в нейронауке и исследованиях, посвященным вопросам образования, всё больше подчеркивается значение социального опыта для процесса образования: коммуникация необходима именно для умственного когнитивного развития. Постоянно задавая вопрос «почему?», дети требуют именно такой коммуникации. За этим «почему?», которым дети буквально мучат взрослых, скрывается элементарная потребность человеческого разума – объяснить для себя мир. Но вместо того, чтобы быстрее дать на детские вопросы один, с нашей точки зрения правильный, ответ, нам следует как можно чаще использовать вопросы детей в качестве повода для создания проектов. Хотя бы потому, что при этом обе стороны могут чему-то научиться! Проекты направлены на поощрение стремления учиться и развитие познавательной активности, позволяющей изучать и исследовать окружающий мир. Основу хороших проектов составляют возникающие спонтанно вопросы и сложные задачи. Мне остается только гибко на них реагировать. Я поняла, что лучше всего дети учатся, когда они увлечены, и все их чувства и ощущения чем-то захвачены. Когда их любопытство пробуждается, они стремятся изучить что-то в более полном объеме. Такая работа требует большой отдачи от меня и наличия правильно организованной образовательной среды, в которой главное место отводится общению и обсуждению идей и событий, где дети действуют по собственной инициативе, в результате чего у них развивается ответственность. «Я знаю, ты можешь это сделать!» - вот мой девиз! Успешная проектная деятельность предполагает подготовку и тщательно проработанный подход. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы определить интересующие детей вопросы и понять, способны ли они ответить на них самостоятельно. Проектная деятельность — это не самоцель. Это полезный инструмент, который может оказать поддержку на пути исполнения моей образовательной миссии. Мне очень важно дать возможность детским вопросам и идеям влиять на ход проекта. Это позволяет моим воспитанникам учиться гораздо большему, чем если бы они просто получали объяснения по единственной теме, — не говоря уже об энтузиазме, который такой подход рождает. Я считаю, что мой самый успешный проект — это внедрение в мою педагогическую деятельность технологии проектного обучения. Почему я так решила? На то есть 6 причин…6 причин эффективности данной технологии. Судите сами: 1 причина. Креативность и решение проблем Дети учатся задавать вопросы и меняют привычные модели мышления или поведения. Учатся излагать свои собственные взгляды и давать объяснения, анализировать причины и следствия, формулировать вопросы, излагать, проверять гипотезы и пересматривать их, если это необходимо. Всё это рождает новые идеи и выводы. 2 причина. Социальная компетентность Проектная деятельность не только вдохновляет детей мыслить творчески, но и учит делиться идеями и информацией, помогает им брать ответственность за себя и других. Планируя и решая задачи вместе, дети учатся договариваться о правилах и соблюдать их. Тем самым усиливает способность детей к эмпатии, учит понимать потребности других людей и учитывать разные точки зрения. Дети узнают, что другие люди могут мыслить иначе. И последнее, но не менее важное: активная групповая работа — это здорово! 3 причина. Учебно-познавательная компетентность и самоорганизация Такая деятельность дает детям возможность оценить самих себя. Они учатся размышлять над собственным выбором, своими действиями и действиями других, над результатами и учебными достижениями и все больше брать ответственность за свое обучение. Дети учатся координировать этапы проекта и работать целенаправленно и сосредоточенно и, несмотря на весь свой энтузиазм, не забывать про временные рамки при реализации проекта. Также они учатся воспринимать ошибки и трудности как возможности учиться, потому что обучение всегда требует усилий. 4 причина. Взаимное уважение Легче достичь поставленных целей в атмосфере, в которой каждый ребенок чувствует, что он может привнести свой вклад в проект в соответствии со своими возможностями. Таким образом, проект призван порождать чувство общности, отличительными чертами которого являются готовность прийти на помощь и внимание друг к другу. 5 причина. Уверенность Проектная деятельность позволяет детям чувствовать себя более уверенно, гордиться своими достижениями и преодолевать страхи. В документации проекта дети могут сами сообщать о своих успехах и открытиях. Это помогает им понимать собственные эмоции, потребности и возможности, развивать инициативность и быть предусмотрительными и ответственными. 6 причина. Умение обращаться с информацией, относиться к ней творчески, сознательно и критически. Она показывает им, как следует находить, отбирать, оценивать, подвергать сомнению информацию и использовать ее в своем обучении. В основе тщательно продуманной проектной деятельности лежит активное планирование. Чтобы достичь образовательных целей, оно должно учитывать и отражать интересы детей. В этом мне помогает метод трех вопросов: Что мы хотим знать? Что мы думаем об этом? Где мы можем узнать об этом больше? Результаты проекта мы заносим в проектную книгу. «Изображаю – значит знаю». Это высказывание показывает, как важно для детей документировать свой учебный опыт. Поэтому я даю детям персональную проектную книгу, в которой они «записывают» свои собственные идеи во время работы над проектом. Они включают туда маленькие рисунки или фотографии, а также вклеивают свои материалы. Я очень внимательно всматриваюсь в рисунки и тексты, созданные детьми, и терпеливо выслушиваю их объяснения и комментарии к ним. Это те моменты, когда мы можем узнать очень многое о том, что происходит в детских головах, и о том, чему они научились и как далеко продвинулись в своем развитии. В реализации любого проекта очень важен завершающий этап. Это возможность подвести итоги, обменяться опытом, провести рефлексию своей деятельности. Раньше на этом этапе мы организовывали различные выставки, викторины, конкурсы. Но, выбрав связанную с наукой тему «Мир под микроскопом», решили отойти от традиционных форм а поиграть в настоящих ученых и провести научную конференцию. Это был для нас новый вид итогового мероприятия и, между прочим, его предложили сами дети! Ребята разделились на научные секции по центрам активности, выбрали руководителя группы и докладчика, а затем приступили к подготовке материалов по теме. В секции «Наука» трудились над докладом «Что мы увидели, заглянув в микроскоп?»; в секции «Грамота» «Новые слова в изучении микромира», в секции «Математика» «Возможности математики при изучении микромира», в секции «Книга» «Истории из микроскопа», в секции «Искусство» «Новый творческий взгляд на микромир». Дети смогли повторить и закрепить все полученные знания по теме, а также проявить инициативу, свободу и творческую фантазию при оформлении работ. Затем мы провели научную конференцию, в ходе которой дети презентовали свои работы, рассказывали о том, что нового они узнали о микроскопе, микроорганизмах, а также о том, как защитить себя от опасных вирусов. Дети восприняли научную конференцию как новую увлекательную игру. Я же, как воспитатель, решила важные педагогические задачи: · развитие умения работать в группе, распределять обязанности и договариваться друг с другом; · развитие связной речи; · развитие умения выступать перед другими людьми; · развитие умения задавать и отвечать на вопросы. И так, проектная деятельность наиболее точно отражает те методы, которыми пользуются большинство взрослых в работе. Она связана с тренировкой способности работать в команде, чтобы найти творческое решение, основанное на понятных всеми ценностях и нормах; с четко определенными задачами и зонами ответственности; с общей целью, которая стоит усилий, затраченных на её достижение. Это включает в себя задействование всего вашего креативного потенциала и готовности учиться в неожиданных ситуациях. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста учились ответственно относиться к свободе принимать решения, действовать в рамках установленных правил, принимать ограничения и чувствовать, что они – часть сообщества. Проектная деятельность целиком направлена на то, чтобы поощрять детей брать на себя инициативу в учебном процессе и создавать благоприятствующую этому среду. Естественно, это также означает умение согласовывать свои интересы с интересами других людей. Проекты – это лучший способ жить, разделяя общие ценности. И так, чего же мы ждем? Давайте начинать действовать!
9 февраля 2022 в 14:49
Прикреплённые файлы:Документ: Проектная деятельность как основа развивающего обучения детей выступление на педагогическом совете. Описание файла:Файл называется: moi-uspeshnyi-proekt-kodmm_4ajov.pptx Это официальный файл организации «Самарина Наталья Васильевна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Звездочка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края», в нём содержится Проектная деятельность как основа развивающего обучения детей выступление на педагогическом совете.. Размер файла: 3,93 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.